В январе – феврале социологические опросы зарегистрировали тенденции, которые говорят о формировании в обществе продефляционных настроений. Впервые за все время наблюдений произошел значимый рост следующих установок домохозяйств, рассказал ведущий эксперт ВЦИОМа Олег Чернозуб: как можно меньше тратить, не брать взаймы, забирать деньги из банков. Когда экономические агенты перестают расставаться с деньгами, это может привести к дефляционной спирали, говорит он. Население опасается потери работы и старается не тратить деньги, оборот денег в экономике снижается – а на долю домохозяйств приходится каждый второй рубль расходов; предприятия не могут реализовать продукцию и сокращают производство, увольняют рабочих; население убеждается, что его опасения верны, описывает Чернозуб механизм спирали.
Население не сразу осознало, что экономика в кризисе. После паники конца 2014 г. люди решили, что худшее позади: отмечая ухудшение собственного материального положения, они считали, что ситуация в экономике все лучше и лучше – подобный разрыв восприятия сохранялся до середины 2015 г. Доля материально неблагополучных домохозяйств возросла с 16% в конце 2014 г. до 55% в феврале 2016 г. (см. график).
С января 2016 г., напротив, ситуация представляется россиянам хуже, чем она есть. В целом общество весьма точно оценивает происходящее, но с запозданием, заключает Чернозуб. Формирование продефляционных настроений происходит на крайне неблагоприятном эмоциональном фоне: с весны 2015 г. доля людей, испытывающих негативные эмоции, превышает долю оптимистов. Долгосрочная депрессия чревата снижением поведенческой активности: люди стараются не заработать побольше, а побольше сэкономить, говорит Чернозуб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий